Обещанного наплыва иностранных компаний из Турции, Китая и стран СНГ на российский рынок торговых центров, о котором говорила весной и летом текущего года, не произошло. Об этом «Стройгазете» сообщили эксперты компании KNRU, уточнив, что большая часть новых арендаторов в торговых центрах — это российские бренды.
По словам генерального директора KNRU Татьяны Клименко, на декабрь 2022 года в российских ТЦ остаются закрытыми около 40% магазинов. Если этот объем площадей так и не будет задействован, то торговые центры останутся практически пустыми.
Глава компании считает, что торговым центрам придется проводить реконцепцию и заполнять пустующие площади абсолютно другими арендаторами. «На пустующих площадях могут открыться клиники и лаборатории. Кроме того, вероятно, стоит ожидать усиления развлекательных направлений, например, будут проводиться мастер-классы, будут появляться фотолокации, студии для блогеров, образовательные центры, выставки и, возможно, кинотеатры будут заменены на интерактивные театры и шоу», — отметила она.
По мнению Татьяны Клименко, еще одним нововведением для торговых центров может стать появление предприятий индивидуальных предпринимателей. «Если раньше ИП не пускали в ТЦ, то сейчас политика комплексов может измениться. Также больше внимания будет уделено детским развлечениям», — пояснила эксперт.
Что касается арендных ставок, то по мнению гендиректора компании, в ближайшие шесть месяцев они снизятся примерно на 15%. При этом в торговых центрах непопулярных спальных районов снижение может составить до 30%. «Арендодатели будут активнее давать дисконты, подписывать краткосрочные соглашения на 4-6 месяцев с арендаторами, так как никто не знает, как будут развиваться события. При этом торговым центрам придется вкладывать больше денег в маркетинг для хотя бы сохранения трафика и удержания тех арендаторов, которые есть», — прокомментировала Татьяны Клименко.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что в 2022 году на столичный рынок стрит-ретейла вышло 17 российских марок из Москвы, Екатеринбурга, Казани и Костромы, а также один бренд из Белоруссии. При этом в прошлом году на рынок вышло всего восемь российских брендов.